понедельник, 17 марта 2008 г.

Заказные услуги VS Коробочное ПО

Всё чаще стал задумываться о выходе на рынок коробочного ПО. Услуги имеют свойство быть заказанными один раз, а это прежде всего ведёт к нестабильности и неустойчивости бизнеса. Конечно, поток заказов на услуги может быть постоянным, однако сама суть услуги подразумевает, что каждый раз всё необходимо начинать почти с самого начала (даже не взирая на все имеющиеся наработки, фреймворки и прочие компоненты и методики). Готовое ПО, в свою очередь, может быть разработано/освоено один раз и в дальнейшем его остаётся только продавать и модифицировать.
Итак, какие я вижу риски в бизнес-модели, построенной исключительно на "штучных" услугах:
  • Временное отсутствие заказчиков, простой команды.
  • Массовый наплыв заказчиков, потеря клиентов (в следствие невозможности получения услуг, они уходят к конкурентам) и потеря денег, которые не смогли заработать. Резко расширить команду на несколько человек и наладить их работу - не получится почти наверняка.
  • Если приходят в основном заказчики с малым уровнем наукоёмкости проектов, то снижается возможность повышать иновационность свих решений и технологий, так как не остаётся времени на собственное развитие в свободное время.
Чтобы обеспечить успех своей независимой деятельности, я вижу только один рецепт: формирование команды разработчиков вокруг себя, получение средних и крупных заказов и выход на построение собственной компании.
Работать же с коробочным ПО можно двумя путями - разрабатывать некий продукт самостоятельно или заняться освоением и поставками продуктов третьих сторон. В изготовлении продукта самостоятельно я вижу в основном минусы с точки зрения фрилансера:
  • Невозможность создать "большое" полноценное коммерческое приложение. На это уйдут годы, либо нужно очень хорошо вложиться в разработчиков-компаньонов и самому долгое время работать "за еду". Выход по сути только один - найти инвестора, который поверит вашим обещаниям :) либо продавать небольшое, но очень нужное рынку приложение, что сложно представить.
  • Необходимость нанимать дополнительных специалистов по "непрофильным" моментам - дизайн, юзабилити, разработка клиентских интерфейсов, техническое писательство, маркетинг, продажи.
  • Возможность появления на рынке "killer application" для вашего продукта. Если появится более мощная, надёжная и более дешёвая система - всё вылетит в трубу. Соответственно, необходимо постоянно вкладываться в хороший маркетинг.
Т.е. основная проблема здесь - это необходимость хорошенько "вложиться" в создаваемый продукт и быть готовым не получать дивидендов первое время, что для фрилансера очень сложно.
Теперь вот хочу исследовать возможность продавать/внедрять/сопровождать готовые продукты третьих сторон. Как исследую - обязательно напишу отчёт.

Комментариев нет: