Составлять полное ТЗ сразу тоже не всегда может оказаться возможным. Не далее чем вчера у меня состоялась встреча с потенциальным клиентом. Он мне говорит - вот мы занимаемся тем-то и тем-то, имеем возможность пополнять сайт тематическими статьями и фотоотчётами, а в результате нам нужно привлечь новых клиентов. Каков будет конечный функционал сайта - для заказчика было не так важно и он предлагал эту задачу решить мне - посмотреть сайты конкурентов и иные материалы, чтобы на основании этого сделать предложение.
Ещё парой недель ранее, другой мой заказчик, с которым мы уже работали, решил делать новую небольшую интра-систему. У них было понимание бизнес-задачи, а также набор экселевских файлов, которыми раньше обходились менеджеры. На основании интервью и анализа этих утилит передо мной встала задача написать коммерческое предложение с описанием функционала для реализации в виде веб-приложения.
Это я клоню к тому, что два документа - коммерческое предложение (КП) и ТЗ нужно чётко различать между собой. Они оба важны и практически всегда взаимо НЕ заменяемы. КП призвано продемонстрировать что и зачем мы будем делать, а в ТЗ уже будут подробности реализации.
Итак, когда я составляю КП оно состоит как минимум из двух основных частей:
- Общая информация. Здесь нужно определить для чего делается сайт, какая у него планируется целевая аудитория и каким образом ресурс будет ей соответствовать. Описать основные принципы деятельности компании-заказчика, которые сайт должен реализовывать. Задача этого раздела состоит в том, чтобы показать заказчику, что вы правильно поняли его устремления и готовы их реализовать.
- Описание функционала. Тут можно просто перечислить разделы сайта (или меню приложения, если это не сайт а прикладная система) с кратким описанием их представления, а также, с описанием их предназначения. Т.е. если мы предлагаем на сайте ввести фотогалерею, то нужно обосновать её необходимость исходя из целей работы сайта, определённых выше в "общей информации". К примеру, если компания продаёт услуги по организации дайв-туров, то фотоотчёты о ранее проведённых экспедициях помогут привлечь клиента красотой природы подводного мира и продемонстрировать возможности компании более ярко, чем только текстовая информация.
Основные принципы КП на разработку сайта для меня таковы:
- Краткость. Задача КП не съесть мозг заказчика, а на одной-двух страницах рассказать, как вы собираетесь реализовать его мечту.
- Доступность понимания. Снова к вопросу о мозге. Важно понимать, что термины "домен", "хостинг", "объектный подход", "URL", "Аякс" и прочее - для заказчика могут оказаться тёмным лесом. И посетителей/пользователей сайта в КП лучше называть клиентами компании, а администраторов сайта - сотрудниками компании. Т.е. необходимо войти в роль заказчика и излагать предложение в его категориях мышления. Я говорил своему заказчику - "такая структура подачи информации будет лучше с точки зрения поисковой оптимизации" на что он мне ответил: "А что я буду от этого иметь?". Тогда пришлось переформулировать и сказать что-то вроде: "Больше потенциальных клиентов смогут найти ваш сайт, зайти на него и позвонить вашим менеджерам". Это он понял прекрасно.
- Базирование на пожеланиях заказчика. Всё, что будете писать в КП должно быть не результатом ваших личных измышлений, а плодом анализа пожеланий заказчика и существующих на рынке решений (сайтов конкурентов к примеру).
- Информативность. КП может стать не только "открыткой" заказчику, но и хорошей базой для написания ТЗ. Соответственно, нужно составлять КП так, чтобы потом ориентируясь на прописанные в нём принципы можно было легко начать писать ТЗ (а не придумывать его с нуля), ведь по сути, предложенная мной структура КП это и есть техническое задание, только в более общем выражении и терминологии заказчика.
2 комментария:
[b]Новые девченки!!![/b]
По правде говоря, мне было трудно поверить, что я могу найти себе девушку на сайте знакомств. Но я все-таки решил зарегистрироваться и уже через 2 дня я встретился с отличной девчонкой. Тут их море! Оказалось все очень просто! Спасибо этому сайту, он стал неким проводником в моей сексуальной жизни!
[b]Как пройти мимо таких девушек:[/b]
[url=http://tinyurl.com/girlforme]>>> Хочу такую <<<[/url]
[url=http://tinyurl.com/girlforme][img]http://img7.imageshost.ru/imgs/091027/ab8384d9ce/0e219.jpg[/img][/url] [url=http://tinyurl.com/girlforme][img]http://img7.imageshost.ru/imgs/091027/2c771d0e50/9ecca.jpg[/img][/url] [url=http://tinyurl.com/girlforme][img]http://img7.imageshost.ru/imgs/091027/4ae9543733/d7654.jpg[/img][/url]
[url=http://tinyurl.com/girlforme][img]http://img7.imageshost.ru/imgs/091027/a1890e4cd9/026ad.jpg[/img][/url] [url=http://tinyurl.com/girlforme][img]http://img7.imageshost.ru/imgs/091027/77da84bb38/05a3a.jpg[/img][/url] [url=http://tinyurl.com/girlforme][img]http://img7.imageshost.ru/imgs/091027/db19c7768e/1c95b.jpg[/img][/url]
[url=http://tinyurl.com/girlforme]>>> Хочу такую <<<[/url]
.
Отличный и безопасный сайт, http://www.pi7.ru
есть всё! Чего нет. Создадим по вашей проcьбе.
[url=http://www.pi7.ru/soft/]Программы[/url]
:) и Анекдот от недосыпа Профессора принимали экзамены и валерьянку.
Сдавали студенты и нервы.
Отправить комментарий