четверг, 3 мая 2007 г.

Препятствия на пути эффективной работы

Решил подвести итог, что мешает лично мне работать эффективно. Я не буду брать в расчет использование тех или иных IDE, фреймворков и прочего софта, а попробую обобщить сторонние факторы, которые отвлекают от работы обычного фрилансера вроде меня.
  • Домашние заботы. Да, когда работаешь дома, то часто бывает нужно или сбегать в магазин, или пойти на кухню приготовить еду или сделать еще что-то другое. Слава богу, что я изначально побеседовал со своими близкими о том, что дома я не просто нахожусь, а именно работаю, поэтому с фразами типа "ты же все равно дома сидишь, так убрался бы" или "мне нужно съездить по мелким делам, не мог бы ты прийти посидеть с бабушкой, раз ты все равно дома" - ко мне не пристают. К этой же категории можно отнести и ситуации, когда семья в твое рабочее время находится дома и полноценно работать может не получиться, потому как то слышен телевизор, то с кухни раздаются звоны кастрюль, то нужно домашним с чем нибудь помочь и т.д. Нужен большой дом с отдельным кабинетом :)
  • Соблазны похалявить или неправильный расчет времени. Серьезно обновил свой компьютер и поставил на него сразу три игрухи, которые на предыдущей машине даже не инсталлились. Передо мной открылись новые миры, в которые хочется уйти с головой как миниммум на неделю. Но при этом, я веду два проекта с напряженными графиками. Что делать? Возникают соблазны "я сейчас пару часиков поиграю, а потом вечерком лучше наверстаю". С этим нужно бороться, так как вечером наверняка появятся другие дела и в результате сегодняшний план полетит к чертям и будет сдвинут график работ.
  • Параллельные работы. Распланировка и разведение параллельных работ - это помоему искусство. А уж соблюдение этих планов - так вобще магия. Понятное дело, что фрилансер обычно ведет не один проект, иначе он получает большой риск остаться без денег какое-то время, поэтому, иногда возникают ситуации, когда "завтра срочно нужен этот и этот функционал" сразу в нескольких проектах. Лично у меня, как человека склонного не только к программингу, но и ИТ-журналистике, бывали ситуации, когда нужно ехать на важное ИТ-мероприятие и в этот же день сдавать какой либо важный и срочный кусок работ по сайту. Такие нахлесты не всегда можно предвидеть и поэтому они приводят к бессонным ночам. И кодинг, замечу вам, не всегда самое опасное, что может "нахлестнуться". У фрилансера ведь жизнь состоит не только из написания программ, но и из общения с заказчиками. Часто случается, что нужно ехать на переговоры с одним потенциальным заказчиком, но при этом "горит" другой проект и приходится разрываться. Еще более мучительными бывают ситуации, когда в одном из проектов огромное количество "горящей" работы, а к вам приходит новый клиент и говорит - "мне срочно нужен сайт, за срочность доплачу". И вот тут нужно соразмерить свои силы. С одной стороны не стоит просто так бросаться клиентами, но с другой стороны, лучше выполнить один проект и получить за него деньги и славу, чем напортачить в двух и остаться с носом.
  • Алкоголь. Не хочу сказать, что у меня на этой почве проблемы, но бывает так, что в жаркий день хочется пивка перехватить или, к примеру, работа идет в стрессе и тянет махнуть коньячку бокальчик. В офисе босс может дать по голове даже за кружку пива, а дома ты сам себе хозяин. Но алкоголь - однозначный враг рабоче-программерского процесса и себя нужно дисциплинировать в этом плане.
  • Сторонние контакты. ICQ не только наш друг, но и враг. Это относится ко всем средствам общения, включая телефон и электронную почту. Бывает так, что в напряженное время начинают ломиться друзья, коллеги по сообществу, совершенно посторонние люди и т.п. Начинаешь отвлекаться вроде бы на пустячный разговор, а тут на тебе - полтора часа рабочего процесса минус, да еще нужно посчитать время, которое понадобиться чтобы снова загнать в голову тот объем данных, который там был до отвлечения.
  • Собственные проекты. Программист - это несомненно творческая личность. Сколько идей по новым CMS, новым сайтам, тестированию новых продуктов и т.п. Бывает так, что неделя прошла, оглядываешься назад - вроде семь дней за компом безвылазно сидел, а по рабочим проектам особо нечего показать. В чем проблема? Слишком много внимания уделил "левым" проектам. Да, они интересны, да, они в итоге могут быть полезны (как например изучение нового сто первого фреймворка), но все это мусор. Фрилансер эффективен не просиженными часами, а выполненными работами за период времени. Заказчику плевать, что вы там изучили что-то новое и проапгредились до седьмого уровня программистского армора, если вы провалили сдачу этапа его проекта. Отсюда мораль - нужно прежде всего делать проекты, которые приносят выгоду (сами определите что считать за выгоду, это не обязательно наличные рубли).

Это неполный список вещей, которые мешают фрилансеру добиться славы и денег. Думаю он будет пополняться в последующих постах.

Комментариев нет: