пятница, 2 марта 2007 г.

Подписание договора с Заводом

На один из подмосковных заводов меня вывел заказчик, с которым я сейчас веду проект. Отдел сбыта на предприятии озаботился тем, что покупатели их продукции в последнее время часто спрашивают "можно ваш прайс скачать в сети?" или "у вас на сайте есть схема проезда, чтобы наш шофер не заблудился?" и на все эти вопросы приходилось отвечать - "к сожалению у нас пока нет веб-сайта". Если еще пару лет назад разработчикам веб-решений приходилось рисовать подобную картину директорам заводов, то теперь всю работу начинают делают сами клиенты, хотя я считаю, что Пришествие Века Сайтов только начинается, как бы странно это не звучало.
Так что же насчет договора?
Руководство сообщило мне, что будет работать только с юридическим лицом, что означало введение в действие моего ООО. Не будь фирмы - небыло бы и заказа.
Этапы работы с момента первой встречи до момента заключения договора были следующими:
  1. Первая встреча. Обоюдное знакомство, выяснение целей заказчика, которые он ставит перед сайтом. Это нужно прежде всего для того чтобы я мог оценить сроки работы, тяжесть и самое главное для обеих сторон - цену вопроса. Примерную цену я назвал сразу, предложив два варианта реализации: примерно то что было нужно заказчику (скажем так light version) и более "тяжелый" вариант. Цены соответственно тоже различались.
  2. Во вторую встречу я привез драфт договоров, коммерческое предложение с окончательной ценой. Руководство завода (Директор, Начальник отдела сбыта и гл. бухгалтер) дали согласие на заключение договора с небольшими поправками (в основном это касалось сроков и этапов проплаты на мой расчетный счет).
  3. В третюю встречу я подвез оригиналы договоров с печатью моего ООО и сразу же после подписания встречался со специалистами Завода (Сбыт, Зам. Директора, ПТО - где в автокаде "рисуют" модели продукции) на предмет получения информации для наполнения сайта и выявления его структуры. Забрал пару каталогов с пометками на полях и договорился о подготовке для меня набора моделей (в т.ч. 3D) продукции. Так же, в сбыте мне обещали подготовить текст "О компании".

Что особенно запомнилось и хотелось бы зафиксировать здесь по поводу подписания договора. Некоторые вещи банальны, но моя задача писать обо всем.

  • Прежде всего, перед подписанием они очень хотели посмотреть на дизайн сайта. По прежнему многие полагают, что его красота это главный фактор, хотя разработчикам известно, что дизайн, следуя терминологии Герцберга - это гигиенический фактор. Другими словами - эффективность сайта и его полезность бизнесу определяет не дизайн, хотя плохой дизайн, несомненно, может ухудшить эту самую эффективность. Благо, что я сразу предупреждал - все работы только после, как миниммум, подписания договора.
  • Договор могут не читать сразу (точнее пробегаются быстро, но не вдумчиво). Есть вероятность, что будут вам звонить на следующий день после подписания (!) и спрашивать - "а что означает вот это?".
  • Договор, это вобще не самоцель. Это просто бумажка, которая для заказчика является путем решения их проблемы. Когда я пришел с драфтом, мне сказали что-то вроде "а, бумажки принес, а мы бы хотели на диске уже что нибудь посмотреть".

Конкретно в этом проекте мне было важно оценить заказчика и его потребности (хотя это важно всегда!). К примеру, я узнал, что интернет им провели всего пару недель назад и он есть только у Директора и Главбуха. Это значит, что поддержкой сайта заниматься на заводе будет некому. Остальной персонал, компетентный в вопросах продукции - люди, у которых на рабочих столах компьютеров нет в принципе. Из этого следует, грубо, три варианта моего поведения:

  1. Сделать им сайт сайт и забыть про него. Он вскоре станет неактуальным (устареют цены и список продукции как минимум). Значит уже через полгода завод будет искать разработчиков для нового (!) сайта или будет постоянно твердить клиентам: "это есть на нашем сайте, но там не все верно". Обо мне будет не лучшее мнение, но зато это будут легкие деньги.
  2. Сделать им сайт с админкой. Но представьте, персоналу помимо их постоянных обязанностей и головной боли прибавится администрирование, а значит еще и изучение системы управления сайтом! Хорошо, когда есть знакомые с офисными приложениями сотрудники, которым это не в тягость, но здесь бы все пошли против меня (читай - против новых забот) и не факт, что вся работа была бы возможна.
  3. Сделать сайт и предложить его техподдержку за дополнительную плату. Главный плюс: получить больше денег (да еще регулярность их поступления). Главный минус: нужно будет постоянно работать с людьми, которые не знакомы со спецификой и их нужно будет понимать и пытаться находить лучшее решение в рамках их знаний.

Настоящая работа - это вариант №3. Есть желание денег? Нужно желание работы.

Комментариев нет: